Предварительное информирование
Система предварительного информирования ФТС России как информационный сервис доступный для участников ВЭД функционирует с 2008 года на основании приказа ФТС от 24 января 2008 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет».
Система предварительного информирования позволяет принимать информацию от участников ВЭД через Интернет и сохранять ее в базах данных ГНИВЦ ФТС России. Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на границе РФ, могут по запросам получать необходимую предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию РФ.
Рассмотрим более подробно работу данной системы. На первом этапе нам необходимо выделить субъекты информационного обмена, обозначить их общие функции и документы, которые они формируют и передают на следующий этап транспортировки товаров. На втором этапе мы можем построить идеальную схему информационного взаимодействия этих субъектов.
Субъекты информационного обмена:
- Отправитель товара — источник первичной информации о товарах и транспортных средствах, предоставляет полный перечень, количественные и стоимостные характеристики товаров. Документы: инвойсы, спецификации и другие;
- Перевозчик — оформляет товаротранспортные накладные на перевозку товаров;
- Таможенный брокер (или представитель перевозчика в пункте пропуска) — оформляет документы для открытия таможенного режима МТТ или процедуры ВТТ;
- Таможенный орган в пункте пропуска — контролирует документы по перевозимым товарам, принимает решение об открытии процедуры МТТ или ВТТ, присваивает номер транзитной декларации, определяет место и сроки доставки, отправляет электронное уведомление в таможню назначения;
- Склад временного хранения в месте доставки — размещает товары на складе, предоставляет в таможенный орган документы отчета;
- Таможенный брокер (или получатель товара в месте назначения) — оформляет грузовые таможенные декларации, в том числе в электронные копии ГТД.
- Таможенный пост, на котором происходит таможенное оформление.
Схема информационного взаимодействия между выделенными субъектами.
Отправитель формирует и передает первичные документы. Перевозчик (или его представитель) формирует на основании принятой информации необходимые перевозочные документы и отправляет по каналам связи электронные копии документов российским представителям перевозчика в соответствующие пункты пропуска. Российский представитель перевозчика проверяет полноту документов и их соответствие требованиям Таможенного кодекса РФ.
Если документы оформлены неправильно, российский представитель перевозчика указывает на допущенные ошибки или несоответствия. Перевозчик (или его представитель) отдает пакет документов отправителю на доработку до устранения ошибок и несоответствий.
Если документы в порядке, российский представитель перевозчика формирует электронный вид транзитных деклараций (ТД) и передает их и электронный пакет сведений, содержащийся в товаросопроводительных документах, в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска.
Таможенный орган проверяет информацию по системе рисков и определяет форму таможенного контроля, а после прибытия товаров принимает решение об открытии МТТ (ВТТ), отправляет представителю перевозчика оформленную транзитную декларацию, содержащую, в том числе номер ТД, место и сроки доставки.
Представитель перевозчика из пункта пропуска отравляет на СВХ в месте доставки и получателю товаров все необходимые электронные документы для учёта товаров на складе и оформления грузовых таможенных деклараций.
Держатель склада временного хранения оформляет документы по размещению товаров и (после прихода груза на склад) высылает в таможню документы отчета (ДО).
Сегодня «Система предварительного информирования» дает таможенным органам возможность получать сведения о ввозимых грузах в электронном виде до прибытия груза на погранпереходы, что позволяет сотрудникам таможенных органов проверить эти сведения, спланировать необходимые мероприятия по контролю груза, существенно сократить время обработки документов, увеличить пропускную способность погранпереходов.